ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ - ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА ФК БАРСЕЛОНА ( ИСПАНИЯ)
А теперь давайте зададимся вопросом: почему и за счет чего в Барселоне выступают 10 (!) ее воспитанников ? Оказывается, все дело даже не деньгах, а в грамотной методике подготовки резерва. Так, они начинают отбирать детей уже с пятилетнего возраста. Группа таких ребятишек называется ,,чупа-чупс,,. До конца года детей из всех возрастных групп не отчисляют, как частенько бывает у нас, - мол, бесперспективный. Там это тренерам категорически запрещено. Ребята должны играть 50% времени, причем на первом плане у них стоит воспитание личности ( с точки зрения человеческих качеств ), на втором - общее образование и только на третьем - футбольное обучение. По словам президента Барселоны Жоана Лапорты, политика клуба в области комплектования команды выглядит следующим образом: в основном составе должно быть не менее 50% своих воспитанников - это считается главной идеей, стратегии клуба, 35% - воспитанники других испанских команд, и только 15% могут составлять легионеры. С детства им прививается футбол только креативный, атакующий. На это направлено все обучение. До 14 лет никаких тестов, никаких тренеров по физподготовке, никаких усиленных тренажеров. Одни тренеры наблюдают за игрой, другие потихоньку начинают учить элементам тактики. Однако следует заметить, не просто как отвлеченному понятию, а бы назвал это геометрией игры, поскольку в основе, если присмотреться, положены треугольники. При любом количестве игроков на поле от4х4 в пятилетнем возрасте до 11х11 - с 12 лет их учат прежде всего взаимодействию - как располагаться, как открываться по отношению к движущемуся мячу. То есть учат понятиям ,,открытый мяч,, ,,закрытый мяч,, чтобы футболисты понимали, в какую зону их партнер может отдать передачу и куда они должны открыться, дабы этот пас прошел и они получили мяч. Понимание футбола одними игроками должно соответствовать пониманию других. В отличие от нас, круглогодичный чемпионат они начинают играть только с 12-13 лет, а до этого учавствуют в кратковременных турнирах - один два дня, полными составами, причем игрок может сыграть сначала за одну команду, потом за другую, затем и за третью. Состав меняется очень часто. По их мнению, в юношеском возрасте ротация состава должна быть обязательной, чтобы все дети, внесенные в заявку на игру, были задействованы на поле. И это проверяется и контролируется спортивным директором и куратором, дабы у мальчишек была игровая практика. Делается это еще и для того, чтобы психологически не было нацеленности на результат. У нас же зачастую в юном возрасте заставляют без замен отыграть весь турнир, шесть матчей подряд, только для того чтобы был достигнут нужный результат. А остальные сидят на скамейке. И в этой ситуации мы уже растим неполноценных ребят, так как, находясь в глубоком запасе, они за год иной раз проводят на поле в сумме минут тридцать. В Испании же самое главное - воспитание футболиста , а не команды, которая добивается результата, а именно игрока, индивидуальности, личности. На это направленны все тренировочные упражнения. И все они построены на взаимодействии. Если, например, один игрок заполняет зону, значит, где-то она освобождается, туда должен пойти его партнер и заполнить ее независимо от амплуа. Понятно, что укаждой страны, каждого клуба есть свои тонкости и различия связанные как с историческими, так и культурными традициями. Отражается это и на футболе, в том числе и на селекции. Есть такой чисто футбольный термин - TIPS, где T-техника, I-ум, мышление понимание, P-индивидуальность, S-скорость. Так вот у испанцев, и они выделяют это на первом месте при отборе ребят в команды более взрослого уровня стоит понимание игры. У голландцев - техническое оснащение. В том же Аяксе начиная с 1990-х годов огромное внимание обращали на то, как футболист работает с мячом, на скорость и нацеленность юного игрока на достижение победы. А вот у итальянцев важнейшим аспектом воспитания является четкое выполнение игровой дисциплины, и они плотно начинают заниматься тактикой с 14-15 лет. Это можно заметить наблюдая за тренировками Феорентины. Очень строгое выполнение тренерских указаний плюс ко всему современный научный подход к тренировочному процессу.
Интересен был доклад директора школы Эмполи Клаудио Мазелли. В качестве главного, основного он выделял скорость выполнения футболистами всех игровых действий. По возрастным категориям эта школа работает следующим образом: с шести и до десяти лет мальчишкам прививается техника и только техника; с десяти до пятнадцати - координация, ловкость, сила; с 16-17 лет - тактика и выносливость; с 17 до 19 лет - специальная функциональная подготовка, характер, и можно сказать идет окончательная шлифовка игрока, его знакомство с миром футбола, психологическим давлением, у игрока формируют первые навыки общение с прессой, рекламой, агентами, со всем тем, что окружает современный футбол.
Простейшее упражнение, которое выполняют в школе Милана, и которое мы рекомендуем внедрить выглядит так. Два игрока из одной команды (А и А1) и один соперник (С). Мяч у игрока А, его партнер А1 должен четко понимать, куда именно он может открыться и в какую зону А может отдать пас одним касанием (обязательное условие задачи). У нас на этом редко акцентрируют внимание, и футболисты подчас открываются туда, куда захотят. Это неправильно. Игрок А1 может и должен открыться только в правую или левую зону, чтобы игрок С не смог перехватить мяч, а для этого нужно двигаться перемещаться без мяча, выполнять ложные движения. (Схема 1). ( Подходит для детей 8-10 лет )
СХЕМА 1
Несколько усложненный вариант этого упражнения. Добавляются по два-три игрока с обеих сторон, но принцип остается прежним:
партнеры игрока А (А1,А2,А3) открываются в разные позиции, а соперники (С1,С2) пытаются их перекрыть. (Схема 2).
( Подходит для детей и подростков 11- 14 лет )
В квадрате два игрока А и его соперник С. За квадратом - четыре партнера игрока А, у которых находится мяч. Каждый из них по очереди делает передачу своему партнеру А, находящемуся в квадрате, а тот должен открыться так, чтобы игрок С не смог перекрыть его. Получив мяч, он должен отыграться с любым игроком А вне квадрата и снова открыться под другого своего партнера. Футболисты, расположившееся за квадратом, не могут отдавать мяч друг другу, а должны делать только ответные передачи партнеру в одно касание, находящемуся в квадрате. Один игрок учится открываться, другой, наоборот, перекрывать соперника. (Схема 3).
( Подходит юношам 14-16 лет )
СХЕМА 3
В следующей возрастной группе упражнение усложняется. В квадраты добавляются еще по одному игроку, противорборство идет двое на двое, а кличество футболистов за квадратом остается прежним. Суть задания не меняется. Но один из игроков А будет открываться не только в зависимости от того, куда может отдать мяч футболист, стоящий за квадратом, а и от перемещений своего партнера (второго игрока А), действующего вместе с ним в квадрате. То есть у игрока, владеющим мячом за квадратом уже не один, а два адресата для паса. Отрабатывается взаимодействие игроков в группе, моделируется игровая ситуация на поле. (Схема 4).
( Подходит для юношей 16-17 лет )
СХЕМА 4
Те же принципы заложены и в Барселоне, оставаясь незыблемыми при игре 4х4, 7х7, 9х9, 11х11. Игрок А с мячом, и унего несколько предложений, кому он может отдать пас, потому что один его партнер открылся вправо, другой впево, третий по продольной оси.
Получаются своеобразные треугольники. (Схема 5).
( Подходит для юношей 16-18 лет )
СХЕМА 5
МОДЕЛЬ № 2
Упр 1. И.п. стоя с мячом в шеренге, колонне или в группе. Подтягивать мяч к себе нижней частью стопы (А), подбрасывать носком (Б)
и подъемом (В). Вариант: эти же движения обеими ногами. Х-1= 12-12-12 мин
Упр 2. Отработка ведения мяча разными способами (в тройках). Первый ведет мяч ко второму, останавливает (прижатием) и занимает место второго. Тот ведет мяч к третьему и т.д.
Варианты: А - почередное ведение внешней частью стопы (а), внутренней (б), верхней (в), то левой ногой, то правой.
Б - стоящий (игрок или тренер) попеременно показывают ведущему мяч правую или левую руку. Тот должен быстро сказать, сколько пальцев показывает стоящий. Х-1= 12-14-14 мин
Упр 3. Двумя мячами. Проводится так же, как упр3: игрок ведет мяч между двумя партнерами, останавливает (прижатием ногой) на полпути и стартует дальше со вторым мячом, который находится на месте остановки. Х-1=14мин
Вариант: ведение одновременно двух мячей и остановка их (прижатием ногами) около партнера ( только для 12-13 лет)
Упр 4. И. п. в шеренгу ( в колонну или группе). Отработка ведения мяча ,,зигзагом,, ( вперед-влево, вперед-вправо).
Варианты: А - ведение зигзагом вперед (4-6 шагов) внешней частью стопы внешней ноги ( во время выпада вправо - правой ногой, влево- левой). Б - то же внутренней частью стопы внутренней ноги (во время выпада вправо - левой ногой, влево - правой)
Игроки ведут мяч прямо вперед. По команде тренера - рывок с мячом зигзагом вперед в указанном направлении. (12-13 лет).
Х-1=14мин
Упр 5. Игроки в колонне ведут мяч вперед между отметками ( флажками, конусами, стойками, стоящими партнерами ) а назад около отметок. Варианты: А - каждую отметку обводить один раз слева, один раз справа. В процессе ведения мяча игрок меняет ноги. Когда действует внутренней ногой - касается мяча внешней частью стопы, а когда внешней - внутренней частью стопы.
Б - игрок обводит отметки по круговой оси, один раз вправо, другой влево; В - игрок пробрасывает себе мяч вперед мимо отметки, обегая ее с другой стороны. Эстафета. Х-1=11-14-15мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: От более подготовленных (12-13 лет) игроков необходимо требовать ведение мяча без зрительного контроля (оперирования). Скорость ведения мяча после обманных движений и скорость рывков можно постепенно увеличивать.
Допускается увеличение время объема занятия в каждой возрастной группе до 15 мин.
МОДЕЛ Ь № 3
Упр 1. Игроки с мячом - в линии (колонне,группе). По команде тренера начинают вести мяч вперед: выпад ногой в одну сторону - рывок в с мячом в другую. Ведение мяча - два обманных движения туловищем. По команде тренера - выпад ногой в одну сторону (а),
в другую (б) - рывок с мячом в противоположную сторону - дриблинг (в).
Вариант: стоя друг против друга, с мячами: ведение навстречу игрокам без мяча - обманное движение - обводка игроков без мяча. Периодически меняться местами. Х-1= 12-15 мин
Упр 2. Выполняется также, как упр1. По команде тренера - ведение мяча вперед, выпад ногой в одну сторону с переводом мяча к этой же ноге (а), рывок с мячом в другую сторону и финт (б).
Вариант: то же в двух колоннах (одна против другой). Игроки с мячами ведут их навстречу игрокам без мячей. Обводка партнера.
Периодически смена заданий. Х-1= 12-15 мин
Упр 3. И.п. в шеренгу (колонну группу). В процессе ведений вперед остановить мяч по команде тренера подошвой (а), подтянуть его(б)
одновременно повернувшись на 180 градусов, сделать рывок в противоположную сторону.
Вариант: задание выполнять поочередно каждой ногой. Х-1= 5-10 мин
Упр 4. При таком же, как в упр1, расположении игроков - ведение мяча вперед. По команде тренера - отработка торможения и остановка мяча внешней частью стопы (а), а также рывков с мячом в другом направлении (б). Х-1= 5-5 мин
Упр 5. Ведение мяча вперед в шеренге. По команде тренера - отработка остановки мяча внутренней частью стопы, поворотов с мячом и рывков в другую сторону. Х-1= 5-5 мин
Упр 6. И.п. в колонну. Ведение мяча по дорожке с препятствиями (барьеры). Протолкнуть мяч под первое препятствие, перепрыгнуть через него; протолкнуть под второе и обежать его. На исходную позицию вернуться, ведя мяч по прямой около препятствий.
Вариант: обойти с мячом первое препятствие, протолкнуть мяч под вторым, перепрыгнуть через препятствие, сделать кувырок вперед и т.д. Эстафета. Х-1= 6-5 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: Обманные движения туловищем, выпады ногой должны быть быстрыми (12-13 лет), чтобы на них не успевал среагировать партнер. Отрывы и рывки в противоположную сторону выполнять стремительно, как взрывные.
Юным футболистам 10-11 лет следует обратить внимание в выполнении упражнений на ,,чувство мяча,, при перемещениях по полю.
Также мальчишкам следует предложить жонглирование мяча но нестандартным способом, переступая боком, перекидывая мяч с ноги на ногу внутри вереницы конусов. Жонглировать без сопротивления сейчас умеют все. Только для футбола такая чеканка вещь бесполезная. Необходимо ребят заставлять жонглировать мяч через конус, жонглировать идти назад и. т. д.
МОДЕЛЬ № 4
Упр 1. Игроки перемещаются по полю трусцой, переходящий затем в быстрый бег. По команде тренера делают подкат (а). Х-1= 5 мин
Упр 2. Ведение вдоль поля. По команде тренера - отбивать мяч (делать передачи вперед) в подкате (а). Х-1= 5 мин
Упр 3. И.п. в тройках. Расположение как показано в моделе. Р1 - передача Р2. Р3 - опережение Р2 - передача назад Р1. Р2 и Р3 после
каждой попытки меняются заданиями.
Вариант: то же с движением второго и третьего навстречу передаче. Стремящийся овладеть мячом благодаря опережению резко устремляется навстречу мячу. Х-1= 7 мин
Упр 4. И.п. в две параллельные колонны в 5-8м одна от другой. ВР - удары мяча о землю. Р1 и Р2 - бег трусцой вперед - резкий поворот и рывок (в момент отскока мяча) к мячу - борьба за мяч в воздухе. Выигравший - передача назад (ВР). После борьбы в воздухе - возвращение каждого в конец своей колонны. Х-1= 8 мин
Упр 5. Игроков выстраивают в колонны в 25м одна против другой за двумя маленькими воротами. Т - передача на определенный участок поля между воротами. Р1 и Р2 - борьба за мяч с попыткой забить гол в ворота соперников.
Вариант: Р3 - препятствует поразить маленькие ворота. То же принимая старты из разных положений, с ударами по большим воротам,которые защищает вратарь. Х-1= 10 мин
Упр 6. И.п. в парах как в моделе (№6) - Р1- уход из-под опеки Р2 - стремление наладить игровую связь с другим первым (действующим за чертой). ВР - вбрасывает мяч между первым и вторым, которые за этот мяч борются. Можно соревноваться на число голов.
Варианты игры: с ограниченным числом касаний мяча; ,,на преимущество,, ( побеждает - получает преимущество - тот, кому удатся провести мяч через черту). Х-1= 15 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: Способы отбора мяча, а также направление и высоту передачи определяет тренер. Защитные действия игроков в ходе выполнения упражнения столь же активны, как например в матчевой встрече. Степень активности защитников в упр 6
определяет тренер. Упр6 помогает совершенствовать технику обводки, развивают у футболиста способности действовать самостоятельно в прцессе игры.
МОДЕЛЬ № 4
Задача: Отработка и совершенствование мастерства обводки и ударов по воротам в малых коалициях (МК).
И.п. в МК. Расположение как показано в моделе. Варианты: А - Р1 и Р2 (попеременно): ведение - уход от соперника ,,подрезкой,, мяча(А) - передача Р3. Р3 - ведение - уход от Р4 резким торможением (остановкой) мяча - удар по воротам.
В - Р1- Р2 - передачи мяча в движении - пас третьему. Р3 - обводка четвертого прижатием мяча или имитацией (в) либо быстрая смена скорости ведения - удар по воротам. Х-1= 20 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: Игроки перемещаются из одной группы в другую и меняются местами. Пары могут бить по воротам после различных атакующих комбинаций. Степень активности действий Р4 определяет тренер. Особое внимание уделять точности передач мяча и быстрого перемещения по полю, правильности обводки соперника. Для отработки точности устанавливаются ,,коридоры,, из конусов.
МОДЕЛЬ № 5
Задача 1. Содействие развитию и совершенствования навыков выбора позиции.
Упр 1. Игроки разделены на две команды (4х4, 5х5) и находятся на ограниченном участке поля. Р1 - ведение - передача мяча партнеру. Игроки одной команды (Р1,Р2,Р3) движутся в ограниченном треугольнике, передавая друг другу мяч. Игроки команды соперницы неплотно опекают их. Вариант: гандбол (передачи - по земле и высокие) обе команды с мячом. Х-1= 7 мин
Упр 2. И.п. в группах на ограниченном участке поля. Передачи мяча в установленном порядке, не выходя за пределы ,,подвижного треугольника,, Вариант: то же с быстрым ведением мяча; игра с ограничением касаний. Х-1= 8 мин
Упр 3. И.п. в группах (3х2) на ограниченном участке поля. Р1, Р2, Р3 - перемещаются по контуру треугольника, передавая друг другу мяч. Четвертый и пятый малоактивно атакуют их. Периодически меняются заданиями (перехватывать передачи). Х-1= 7 мин
Упр 4. И.п. разделившись на две команды (4х4, 5х5) на ограниченном участке поля. Р1 - ведение - передача наиболее ,,удобному,,
партнеру. Остальные двигаются так, чтобы не мешать передаче. Х-1= 5 мин
Упр 5. И.п. в парах на ограниченном участке поля. Р1 - ведение - передача мяча партнеру, который освободился от опеки соперника Р2. Первого через определенное время подменять. Х-1= 10 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: В каждом упражнении тренеру необходимо обращать внимание игроков на то, чтобы они не выходили за границы треугольника, перемещались так, чтобы не мешать передачам партнеров. Движение к мячу и от мяча создает свободное пространство для передачи. Соперник действует в защите вначале малоактивно, потом активнее. В последствии навыки выбора позиции отрабатвывать и совершенствовать рекомендуем приведенными упражнениями и вышеуказаными схемами (1-6). Наиболее эффектины отработка выбора позиции в типичных игровых комбинациях в тренировочных играх два тайма по 20 мин. Данные упражнения дают наиболее больший эффект в тренировке выбора позиции и заполнения свободных зон, если каждый раз менять местополоржение треугольников на футбольном поле, моделировать определенный игровой эпизод, например на своей половине поля, в середине поля, на флангах, на половине поля соперника и. т. д.
МОДЕЛЬ № 5
Задача 2. Отработка цепочки взаимосвязанных ТТД игроков входе игры (А). Содействие развитию переферического зрения (Б).
Игроки разделены на МК и расположены как показано в моделе. ВР - выбрасывает мяч рукой ПЗ - ведение - играв пас с ЦЗ потом с ОП и длинная передача набегающему ЛН - прием мяча - ведение - передача открывающемуся ПН. ПН - взаимодействие с ЦН игра в стенку, или иным способом обводка соперника - удар по воротам.
По команде тренера - меняться заданиями. Защитника подменять после каждой атаки. Х-1= 15 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: Обращать внимание на быстроту, точность и взаимосвязь действий игроков. Периодически можно менять задания в линии атаки и защиты. Интенсивные упражнения, выполняемые в быстром темпе, развивают у футболистов специальную выносливость. Для более точной отработки передач при взаимодействии устанавливаются ,,коридоры,, из конусов. Можно использовать пассивное и активное сопротивление в виде обороняющихся игроков.
Вспомогательное упражнение(Б). На четверо маленьких ворот. Игроки одной команды защищают ворота другие атакуют.
Варианты: то же 6х6, 5х5. 7х7 игра по всему полю. Игрокам следует через некоторое время менять задания т.е. переходить из розыгрыша комбинации в вспомогательное упр и наоборот.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: В игре на четверо ворот особое внимание тренеру следует обращать на смещение центра действий в игре ,,Один на один,, - на работу туловищем, на ложный маневр.
МОДЕЛЬ № 5
Задача 3. Совершенствование технико-тактических действий в условиях двусторонней игры с специальными заданиями.
Условия задачи: Игра 9х9 плюс вратари в трех линиях. В соответствии с функциями в команде игроки разделены на три группы, каждая из которых действует на своей части поля. Атакующие стремятся забить гол, пройдя все линии персональной опеки. Покидать определенное для каждого игрока место не разрешается. Вариант: Аналогично это задание можно проводить на ограниченном участке поля с меньшим кол-вом игроков 3х3, 4х4, 5х5 с двумя мячами, с ограничением касаний. Х-1= 23 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: В процессе игры тренеру следует обратить внимание игроков на совершенствование приемов персональной опеки, ведения и оперирование (контроля) мяча и обводки соперника.На определенных этапах допускается более жесткая игра с элементами силовой борьбы. Необходимо нацеливать игроков на более активный поиск выгодных игровых позиций ( даже не владея мячом). Использование в активных (атакующих) игровых эпизодах треугольников приносит команде дополнительные очки. В игре с двумя мячами вратари организуют атаку одновременно с двух сторон.
А теперь давайте зададимся вопросом: почему и за счет чего в Барселоне выступают 10 (!) ее воспитанников ? Оказывается, все дело даже не деньгах, а в грамотной методике подготовки резерва. Так, они начинают отбирать детей уже с пятилетнего возраста. Группа таких ребятишек называется ,,чупа-чупс,,. До конца года детей из всех возрастных групп не отчисляют, как частенько бывает у нас, - мол, бесперспективный. Там это тренерам категорически запрещено. Ребята должны играть 50% времени, причем на первом плане у них стоит воспитание личности ( с точки зрения человеческих качеств ), на втором - общее образование и только на третьем - футбольное обучение. По словам президента Барселоны Жоана Лапорты, политика клуба в области комплектования команды выглядит следующим образом: в основном составе должно быть не менее 50% своих воспитанников - это считается главной идеей, стратегии клуба, 35% - воспитанники других испанских команд, и только 15% могут составлять легионеры. С детства им прививается футбол только креативный, атакующий. На это направлено все обучение. До 14 лет никаких тестов, никаких тренеров по физподготовке, никаких усиленных тренажеров. Одни тренеры наблюдают за игрой, другие потихоньку начинают учить элементам тактики. Однако следует заметить, не просто как отвлеченному понятию, а бы назвал это геометрией игры, поскольку в основе, если присмотреться, положены треугольники. При любом количестве игроков на поле от4х4 в пятилетнем возрасте до 11х11 - с 12 лет их учат прежде всего взаимодействию - как располагаться, как открываться по отношению к движущемуся мячу. То есть учат понятиям ,,открытый мяч,, ,,закрытый мяч,, чтобы футболисты понимали, в какую зону их партнер может отдать передачу и куда они должны открыться, дабы этот пас прошел и они получили мяч. Понимание футбола одними игроками должно соответствовать пониманию других. В отличие от нас, круглогодичный чемпионат они начинают играть только с 12-13 лет, а до этого учавствуют в кратковременных турнирах - один два дня, полными составами, причем игрок может сыграть сначала за одну команду, потом за другую, затем и за третью. Состав меняется очень часто. По их мнению, в юношеском возрасте ротация состава должна быть обязательной, чтобы все дети, внесенные в заявку на игру, были задействованы на поле. И это проверяется и контролируется спортивным директором и куратором, дабы у мальчишек была игровая практика. Делается это еще и для того, чтобы психологически не было нацеленности на результат. У нас же зачастую в юном возрасте заставляют без замен отыграть весь турнир, шесть матчей подряд, только для того чтобы был достигнут нужный результат. А остальные сидят на скамейке. И в этой ситуации мы уже растим неполноценных ребят, так как, находясь в глубоком запасе, они за год иной раз проводят на поле в сумме минут тридцать. В Испании же самое главное - воспитание футболиста , а не команды, которая добивается результата, а именно игрока, индивидуальности, личности. На это направленны все тренировочные упражнения. И все они построены на взаимодействии. Если, например, один игрок заполняет зону, значит, где-то она освобождается, туда должен пойти его партнер и заполнить ее независимо от амплуа. Понятно, что укаждой страны, каждого клуба есть свои тонкости и различия связанные как с историческими, так и культурными традициями. Отражается это и на футболе, в том числе и на селекции. Есть такой чисто футбольный термин - TIPS, где T-техника, I-ум, мышление понимание, P-индивидуальность, S-скорость. Так вот у испанцев, и они выделяют это на первом месте при отборе ребят в команды более взрослого уровня стоит понимание игры. У голландцев - техническое оснащение. В том же Аяксе начиная с 1990-х годов огромное внимание обращали на то, как футболист работает с мячом, на скорость и нацеленность юного игрока на достижение победы. А вот у итальянцев важнейшим аспектом воспитания является четкое выполнение игровой дисциплины, и они плотно начинают заниматься тактикой с 14-15 лет. Это можно заметить наблюдая за тренировками Феорентины. Очень строгое выполнение тренерских указаний плюс ко всему современный научный подход к тренировочному процессу.
Интересен был доклад директора школы Эмполи Клаудио Мазелли. В качестве главного, основного он выделял скорость выполнения футболистами всех игровых действий. По возрастным категориям эта школа работает следующим образом: с шести и до десяти лет мальчишкам прививается техника и только техника; с десяти до пятнадцати - координация, ловкость, сила; с 16-17 лет - тактика и выносливость; с 17 до 19 лет - специальная функциональная подготовка, характер, и можно сказать идет окончательная шлифовка игрока, его знакомство с миром футбола, психологическим давлением, у игрока формируют первые навыки общение с прессой, рекламой, агентами, со всем тем, что окружает современный футбол.
Простейшее упражнение, которое выполняют в школе Милана, и которое мы рекомендуем внедрить выглядит так. Два игрока из одной команды (А и А1) и один соперник (С). Мяч у игрока А, его партнер А1 должен четко понимать, куда именно он может открыться и в какую зону А может отдать пас одним касанием (обязательное условие задачи). У нас на этом редко акцентрируют внимание, и футболисты подчас открываются туда, куда захотят. Это неправильно. Игрок А1 может и должен открыться только в правую или левую зону, чтобы игрок С не смог перехватить мяч, а для этого нужно двигаться перемещаться без мяча, выполнять ложные движения. (Схема 1). ( Подходит для детей 8-10 лет )
СХЕМА 1
Несколько усложненный вариант этого упражнения. Добавляются по два-три игрока с обеих сторон, но принцип остается прежним:
партнеры игрока А (А1,А2,А3) открываются в разные позиции, а соперники (С1,С2) пытаются их перекрыть. (Схема 2).
( Подходит для детей и подростков 11- 14 лет )
СХЕМА 2
В квадрате два игрока А и его соперник С. За квадратом - четыре партнера игрока А, у которых находится мяч. Каждый из них по очереди делает передачу своему партнеру А, находящемуся в квадрате, а тот должен открыться так, чтобы игрок С не смог перекрыть его. Получив мяч, он должен отыграться с любым игроком А вне квадрата и снова открыться под другого своего партнера. Футболисты, расположившееся за квадратом, не могут отдавать мяч друг другу, а должны делать только ответные передачи партнеру в одно касание, находящемуся в квадрате. Один игрок учится открываться, другой, наоборот, перекрывать соперника. (Схема 3).
( Подходит юношам 14-16 лет )
СХЕМА 3
В следующей возрастной группе упражнение усложняется. В квадраты добавляются еще по одному игроку, противорборство идет двое на двое, а кличество футболистов за квадратом остается прежним. Суть задания не меняется. Но один из игроков А будет открываться не только в зависимости от того, куда может отдать мяч футболист, стоящий за квадратом, а и от перемещений своего партнера (второго игрока А), действующего вместе с ним в квадрате. То есть у игрока, владеющим мячом за квадратом уже не один, а два адресата для паса. Отрабатывается взаимодействие игроков в группе, моделируется игровая ситуация на поле. (Схема 4).
( Подходит для юношей 16-17 лет )
СХЕМА 4
Те же принципы заложены и в Барселоне, оставаясь незыблемыми при игре 4х4, 7х7, 9х9, 11х11. Игрок А с мячом, и унего несколько предложений, кому он может отдать пас, потому что один его партнер открылся вправо, другой впево, третий по продольной оси.
Получаются своеобразные треугольники. (Схема 5).
( Подходит для юношей 16-18 лет )
СХЕМА 5
Просматриваются они и на большом поле при игре 11х11. Это и есть геометрия игры современного футбола. Игроки Барсы выполняя изо дня в день эти упражнения, учатся открываться в зависимостим от положения игрока, владеющего мячом, места нахождения мяча и открывания своего партнера, учатся освобождаться от опекуна, освобождать зоны и заполнять их.
Может поэтому у Чави. да и других игроков Барсы всегда бывает так много предложений, потому, что футболисты с детства обучены предлагать себя, игратьс партнером и на партнера, прекрасно оснащены тактически и технически, помимо наличия у них таланта и индивидуальности. (Схема 6).
Барселона великая команда не потому, что она выиграла 12 из 15 турниров в которых учавствовала. Она великая команда потому, что возвращает игру - игре. При всем великолепном мастерстве ее игроков, эта команда играет в футбол, который словно вчера вышел из двора. Держи мяч, обыгрывай один в один, имей свой коронный финт или два, а если кто хочет нас обыграть, то пусть сначала попробует забрать у нас мяч, а мы поиграем в с ним в ,,собачки,, - так между прочим вседа играли у нас мальчишки во дворах, и так играет нынешняя Барселона. ( Подходит для юношей 16-18 лет )
P.S. Рекомендации по возрасту условны - все зависит от подготовлености юных футболистов.
СХЕМА 6
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Одно из основных условий высокой эффективности подготовки юных футболистов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.
Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или ,, костный,, возраст.
В 14-15 лет наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития.
Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течении первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей.
Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.
Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличивается возбудимость и лабильность мышечной ткани, изменяется мышечный тонус.
К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость, выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего развиываются быстрота и ловкость движений.
Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения - временем двигательной реакции - частотой движений. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие лдовкости у 14-15 летних футболистов. Точность движений в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста. В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет.
Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела
(например, в предельных наклонах туловища), наблюдается, как правило, до 14-15 летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте.
Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и в старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. Позже других качеств развивается выносливость. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11-12 лет. В целом к 14-15 годам выносливость юных футболистов составляет около 65% уровня взрослого.
У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдается лимфоцитарный и инейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15 летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленее, чем у взрослых.
Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых желез и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков.
Минутный объем дыхания (МОД) в 15 летнем возрасте составляет 110 мл\кг. Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ)
в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса. Систематические занятием футболом способствуют росту МВЛ.
С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16 летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.
В 15 летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения являются результатом нейрогуморальных перестроек, связанных с периодом полового созревания.
У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающейся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в крови. Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше, чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подросткам и юношам ограничена.
Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследованиями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК - с 1385 мл\мин у 8 летних, до 3150 мл\мин у 17 летних.
С возрастом, по мере формирования организма, повыщаются как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и составляет 70-78 уд\мин.
В настоящее время у подростков наблюдается акселерация - сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, более ранним наступлением половой и интеллектуальной зрелости. У подростков с низкими показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.
ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Я думаю никто не будет спорить, что в настоящее время общепризнанным считается факт, что процесс развития стратегии и тактики игры, дальнейшее совершенствование мастерства футболистов, динамика их состояния и подготовленности определенным образом отражаются на параметрах соревновательной деятельности (СД).
Однако выбор из множества известных параметров соревновательной деятельности юных футболистов большого их количества значительно затрудняет анализ получаемых данных в аспектк рассматриваемой проблемы.
В этой связи мы считаем возможным использование таких характеристик СД, как количество (объем) ТТД и их эффективность по проценту брака. На достаточную обоснованность подобного подхода к оценке количественных и качественных показателей СД показано в частности в исследованиях Б. Чирвы ( Футбол. Тренировка точности юных футболистов. Москва 2004 г )
Количественные и качественные характеристики ТТД у юных футболистов отличаются в зависимости от возраста. Так, футболисты
8-9 лет выполняют в среднем за игру 410+-13,3 ТТД при браке 39,2+1,3%. У 12-13 лет эти показатели составляют соответственно
544+-11,4 ТТД и 37,0+0,9%. Объем ТТД у футболистов 14-15 лет составляет 592+-28,8 при браке 33,1+1,1%. Юноши 16-17 лет выполняют за игру в среднем 778+-35,7 ТТД с браком 28,0+-1,8%.
Таким образом объем ТТД на возрастном отрезке от 8 до 17 лет возрастает на 89,7%, в то время как качественные показатели только на 39,3%.
При известных закономерностях соотношения динамики количественных и качественных параметров ТТД квалифицированных футболистов, когда имеют место опережающие темпы прироста кол-венных показателей СД по отношению к качественным , обращает на себя внимание ыакт гораздо более выраженнго эффекта данного явления на примере рассмотрения возрастных особенностей этой деятельности юных игроков.
При этом наиболее значительный прирост количественных показателей ТТД отмечается после 15 лет и составляет 31,4%.
У 16-17 летних спортсменов показатели соревновательного объема ТТД приближаются к значениям взрослых квалифицированных футболистов.
Эффективность ТТД увеличивается с возрастом юных футболистов, не имея достоверных данных и различий только между показателями у детей 8-9 и 10-11 лет. При этом, как и по показателям объема, наибольший прирост эффективности ТТД юных спортсменов отмечается после 15 летнего возраста и составляет 7,5%.
Анализ динамики количественных и качественных параметров технико-тактической подготовленности ифутбольного резерва в условиях СД позволяет выделить наибольшие темпы прироста данных показателей после 14-15 летнего возраста, который предлагается рассматривать в многолетней подготовке в качестве возрастного ,,барьера,, после которого у юных футболистов начинает формироваться база успешного овладения тактическим мастерством. Это заключение подтверждается и тем, что в дальнейшем, к 16-17 годам, количественные и качественные значения ТТД в условиях СД приближаются к аналогичным показателям квалифицированных футболистов.
Следует отметить, что темпы прироста количественных параметров ТТД у юных футболистов более чем вдвое превышают таковые у качественных показателей. Это может являться, с одной стороны, свидетельством определенных закономерностей возрастного развития у подростков ( повышения функциональных возможностей, значительного повышения уровня физической подготовленности ), с другой - косвенно отражать уровень эффективности многолетней технико-тактической подготовки в футбольной школе.
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В
ВОЗРАСТНОМ ПЕРИОДЕ
Детско-юношеский тренер обязан знать характерные закономерности роста и становления организма детей и юношей, поскольку подготовка юных и взрослых футболистов существенно отличается как по своим задачам, так и по организации учебно-тренировочной работы. Краткая характеристика периодов развития двигательных способностей детей и подростков примерно будет выглядеть так:
10-11 лет - ловкость, быстрота, гибкость;
12-13 лет - ловкость, быстрота, взрывная сила;
14-15 лет - взрывная сила, скоростно-силовая, ловкость;
16-17 лет - общая выносливость, специальная силовая подготовка;
18-19 лет - специальная выносливость, специальная скоростно-силовая подготовка.
Таким образом, на основании предпосылок естественного роста и анализа многолетней подготовки юных футболистов мы можем предложить методические рекомендации по его структуре. Одной из важных проблем в этом плане является сочетание в учебно-тренировочном процессе аналитического и синтезирующего компонентов. То есть, первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, второй - обеспечение взаимодействия комплексных - проявлений всех сторон подготовленности игрока в СД.
Тренер обязан знать специфику возраста, не делать поспещных выводов о перспективности своих юных футболистов о правильно расставить акценты, не забывая о том, что ребенок может опережать в развити или запаздывать, то есть отличаться от средних показателей созревания.
Если рассматривать физические качества в отдельности, то можем отметить характерные моменты их развития.
Развитие силы до 11 лет - рост силы мышц незначителен, но с 12 до 14 лет рост заметно увеличивается, наиболее интенсивное развитие силы - 14-17 лет. Развитие быстроты: с 10-11 лет - интенсивное развитие, с 12-14 лет менее интенсивное развитие быстроты.
А если сравнить прирост скорости, то с 10 до 14 лет он примерно составляет 17-20%, а после 15 лет всего 8%. Достаточно точно выявлено, что скоростные способности детей весьма консервативны и с трудом поддаются развитию. Развитие ловкости - с10-11лет и с 14 до 15 лет - наибольшее. Развитие выносливости: с 10до 13 лет увеличивается за счет роста и за счет совершенствования бега,
в 13-14 лет - дальнейшее увеличение, и с 15 до 16 лет - наибольшая интенсисвность прироста.
Таким образом, наибольший прирост физических качеств в 12 лет. Однако футболисты, в 17 лет имеющие низкую работоспособность, как правило не смогут значительно увеличить свои показатели в будущем.
Эту информацию мы приводим с целью, для понимания последовательности решения определенных задач, которые мы учитываем при разработке УТП юных футболистов.
В других разделах мы по годам рассмотрим личностные качества юных талантов - что имеет первостепенную важность и что именно закономерно для футбольного совершенства. Нельзя, например, футболистов 14, 15, 16 лет занимающихся одним видом спорта, тренировать по одной методике. Здесь необходим индивидуальный подход в планировании тренировочных нагрузок. Таким образом мы опять возвращаемся к актуальности научно-методического отдела, который бы мог помочь тренеру в этой проблеме, учитывая неодинаковый уровень физической подготовленности юных футболистов. И еще очень много вопросов и проблем существует в настоящем футболе в деле воспитания качественного резерва.
ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СЕНСИТИВНЫХ (ВОЗРАСТНЫХ) ПЕРИОДОВ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
Основные задачи многолетней технической подготовки юных футболистов.
-- развить ,,чувство мяча,, ( обучить умениям посылать мяч в строго заданном направлении и дефференцировать усилия, чтобы направлять мячи с необходимой скоростью);
-- обучить умениям максимально быстро и точно выполнять разные по форме игровые действия с мячом;
-- адаптировать освоенные технические навыки к изменениям уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей на переходе к ,,взрослому,, футболу и к условиям соревновательных игр взрослого футбола.
Созревание двигательного аппарата, естественное развитие двигательной чувствительности и физических качеств происходит неравномерно и в определенные возрастные периоды занятия футболом по-разному сказываются на улучшении тех или других способностей и умений. В связи с этим вышеназванные задачи целесообразно решать, с одной стороны, последовательно, а с другой - в определенные возрастные периоды параллельно и соответствующим образом расставлять акценты в тренировочной работе.
БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ БЫСТРОТУ И ТОЧНОСТЬ С МЯЧОМ.
Многолетние исследования, в которых изучалась возрастная динамика быстроты и точности выполнения футболистами технических приемов, влияние созревания организма на быстроту и точность футбольных и неспецифических действий, степень происходящих через год тренировок изменений в быстроте и точности двигательных действий футболистов разного возраста, позволили сформулировать ряд положений касательно благоприятных возрастных периодов для воздействия на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий с мячом.
ПЕРВОЕ. Возраст 10-11 лет является наиболее благоприятным периодом для обучения умениям дифференцировапть усилия при касаниях мяча и точно определять направление посыла мяча. В этом возрастном периоде быстрыми темпами идет естественное развитие двигательной чувствительности. Поэтому имеется возможность получить суммарный эффект двух факторов, непосредственно влияющих на ,,чувство мяча,, посредством ,,наложения,, на высокие темпы естественного развития двигательной чувствительности целенаправленного тренировочного воздействия.
ВТОРОЕ. После 11 лет улучшение умений дифференцировать усилия при оперировании (контролем) мячом может быть достигнуто в основном за счет упражнений, в которых создаются все более и более трудные условия с точки зрения требований к проявлению ,,чувства мяча,, так как естественное развитие двигательной чувствительности к 11 годам практически завершается.
С 11 до 15 лет быстрыми темпами происходит естественное развитие скоростных способностей, особенно интенсивно в 12-14 лет.
Поэтому после 11 лет от футболистов следует постоянно требовать максимально быстрого и одновременно точного выполнения освоеных ранее действий с мячом.
ТРЕТЬЕ. После 15 лет основным направлением тренировочной работы становится адаптация освоенных технических навыков к условиям соревновательных игр ,,взрослого,, футбола и к изменяющимся ( за счет значительного тренировочного воздействия) двигательным качествам и функциональным возможностям футболистов.
Это связано с тем, что достаточно значительные изменения в состоянии двигательного аппарата напрямую отражаются на временных и амплитудных характеристиках выполняемых упражнений. Если техника не адаптирована к изменениям, у футболистов возникают проблемы при оперировании (контроле) мячом.
Необходимость адаптации техники к условиям соревновательных игр ,,взрослого,, футбола ярко прослеживается, когдав игрокам приходится действовать с мячом в присущих этому футболу экстремальных условиях: с максимальной мощностью, в физическом контакте с соперником, придифиците времени на исполнения технического приема.
Акценты в работе тренера в благоприятные возрастные периоды для воздействия на отдельные составляющие элементы определяющие быстроту и точность действий с мячом. (Возраст 10-11 лет).
Воспитание у игроков ,,чувства мяча,, осуществляется за счет выполнения различных действий с мячом, предполагающих проявление двигательной чувствительности в диапазоне небольших усилий и на доступных скоростях перемещения. К этим действиям относятся:
А. Ведение мяч с изменением скорости и направления движения, с обыгрышем соперника.
Б. Различные по способу исполнения передачи мяча и удары по воротам на месте и в движении с посылом мяча по разным траекториям.
В. Овладение мячом, посланным с разной скоростью и по разным траекториям.
Таким образом, до 10-11 лет ,,чувство мяча воспитывается в ходе обучения различными действиями с мячом, но акцент в этом возрасте, особенно в первое время занятий футболом, целесообразно сделать на развитии ,,чувства мяча,, при освоении техники перемещений с мячом. Это объясняется несколькими причинами:
1. ,,Чувство мяча,, определяется количеством случаев оперирования (контроля) мячом, а перемещение с мячом само собой предполагает выполнение большого числа его касаний.
2. При выполнении перемещений с мячом требуется проявление тонкой дифференцировки усилий при каждом его касании, а это оказывает сильное тренирующие воздействие на двигательную чувствительность.
3. Освоенные на начальном этапе занятий футболом навыки оперирования мячом при выполнении перемещений с изменением скорости и направления движения, особенно с обыгрышем соперника, и сформированная при этом нацеленность на проявление индивидуализма послужат основой мастерства юного футболиста в будущем.
В период после 11 лет. После 11 лет от игрока необходимо требовать максимально быстрого и одновременно точного выполнения уже освоенных действий с мячом, а именно:
А. Различных вариантов ведения мяча, в том числе с обыгрышем соперника.
Б. Преодоление пространства путем выполнения ведения и передач мяча.
В. Доставка мяча на ударную позицию с последующим ударом по воротам.
Г. Овладения мячом различными способами и затем выполнения без промедления удара по воротам, передачи или подработки мяча.
Можно сказать так, что фактически речь идет о том, что после 11 лет акцент делается на тренировке техники эпизодов игры.
Следует обратить внимание на то, что важна не только быстрота перемещений игроков по полю, но и быстрота оперирования мячом
(быстрое выполнение подготовительных движений перед контактом с мячом и собственно ударных движений).
В 14-15 лет, как правило, происходит некоторое ухудшение показателей, характеризующих технику оперирования игроками мячом при выполнении действий, требующих одновременно быстроты и точности движений.
Однако требования в этот возрастной период проявлять быстроту и точность движений вкупе с быстрыми темпами роста скоростно-силовых качеств уменьшают влияние отрицательных воздействий, предопределенных ходом созревания организма, и даже позволяют игрокам в некоторой мере улучшать их.
В период после 15 лет. После 15 лет (по окончании периода полового созревания) необходимо адаптировать технику игроков к их возрастающим от года к году двигательным качествам и функциональным возможностям и к условиям соревновательных игр.
С точки зрения техники владения мячом отличительными чертами ,,взрослого,, футбола являются действия с максимальной мощностью и в физическом контакте с соперником.
Сложность точного оперирования мячом при выполнении действий с максимальной мощностью заключается в том, что игрокам необходимо чередовать предельные напряжения, проявляемые при стартовых ускорениях или беге с максимальной скоростью, с тонкой дифференцировкой усилий при касаниях мяча.
Чтобы выиграть эпизод, в котором необходимо действовать в условиях физического контакта с соперником, недостаточно проявления
одних только волевых качеств. Футболист прежде всего должен быть технически подготовлен к жесткому взрослому футболу.
Таким образом, главное, на чем следует сделать акцент после 15 лет, - это обучение футболистов умениям быстро и точно оперировать мячом при выполнении технико-тактических действий с максимальной мощностью и в условиях физического контакта с соперником, что в значительной мере связано и с психологическим воспитанием. ( Подробнее в следующих разделах )
ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ
ПРОГРАММНО-СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
МОДЕЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ № 1 (МТЗ )
( Х-1= Время выполнения упражнения по возрастным группам )
Упр 1. Ведение мяча в одном направлении. Игроки с мячом в линию (1б), в колонне (1а), или в группе (1в) тренируются в ведении мяча по всей длине и ширине поля.
Варианты ведения: шагом, легким бегом, бегом на средней скорости, внутренней (А) и внешней (Б) частью стопы,
ударной ногой (В); попеременное (левой-правой ногой). Х-1=10-10-15 мин
Упр 2. И.п. стоя парами в 20-30м друг от друга. По сигналу тренера игроки одной из пар начинают вести мяч вперед, обходят с ним партнера и возвращаются в и.п. По следующему сигналу упр проводят игроки другой линии. Х-1=10-12-16 мин
Варианты: А - ведение мяча способами, которые описаны в упр1; Б - ведение - проброс себе на ход мимо партнера.
Упр 3. И.п. в парах на расстоянии 20-30м друг от друга. По команде тренера - ведение мяча и смена мест.
Варианты: А - ведение - проброс мимо партнера - смена мест; Б - ведение - обводка партнера - смена мест. Изменения скорости ведения. Х-1= 10-14-14 мин
Упр 4. Эстафета. Ведение мяча вокруг отметки. Соревнование заканчивается тогда, когда отметку пройдут все игроки ряда.
Варианты: А - изменение способов ведения мяча, как указано в упр1; Б - ведение - разворот на 360 градусов - продолжение ведения. В - ведение - кувырок вперед - продолжение ведения; Г - одновременно ведение мячей всеми игроками вокруг отметки.
Х-1= 5-9-10 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: В каждом упражнении необходимо тренеру определять способ ведения (левой, правой ногой) мяча.
Нужно постоянно подчеркивать: Игрок ведет мяч, а не мяч игрока ! В процессе ведения мяча следует не пинать, а подталкивать.
При выполнении эстафеты не следует от игроков требовать скорости передвижения, а акцентрировать на качестве исполнения прохождения всего ряда. Местоположение стоек, конусов, пластиковых тарелок следует каждый раз менять, это укрепляет навык контроля мяча юных футболистов. Можно увеличить время проведения занятий в каждой возрастной группе до 15 минут.
МОДЕЛЬ № 2
Упр 1. И.п. стоя с мячом в шеренге, колонне или в группе. Подтягивать мяч к себе нижней частью стопы (А), подбрасывать носком (Б)
и подъемом (В). Вариант: эти же движения обеими ногами. Х-1= 12-12-12 мин
Упр 2. Отработка ведения мяча разными способами (в тройках). Первый ведет мяч ко второму, останавливает (прижатием) и занимает место второго. Тот ведет мяч к третьему и т.д.
Варианты: А - почередное ведение внешней частью стопы (а), внутренней (б), верхней (в), то левой ногой, то правой.
Б - стоящий (игрок или тренер) попеременно показывают ведущему мяч правую или левую руку. Тот должен быстро сказать, сколько пальцев показывает стоящий. Х-1= 12-14-14 мин
Упр 3. Двумя мячами. Проводится так же, как упр3: игрок ведет мяч между двумя партнерами, останавливает (прижатием ногой) на полпути и стартует дальше со вторым мячом, который находится на месте остановки. Х-1=14мин
Вариант: ведение одновременно двух мячей и остановка их (прижатием ногами) около партнера ( только для 12-13 лет)
Упр 4. И. п. в шеренгу ( в колонну или группе). Отработка ведения мяча ,,зигзагом,, ( вперед-влево, вперед-вправо).
Варианты: А - ведение зигзагом вперед (4-6 шагов) внешней частью стопы внешней ноги ( во время выпада вправо - правой ногой, влево- левой). Б - то же внутренней частью стопы внутренней ноги (во время выпада вправо - левой ногой, влево - правой)
Игроки ведут мяч прямо вперед. По команде тренера - рывок с мячом зигзагом вперед в указанном направлении. (12-13 лет).
Х-1=14мин
Упр 5. Игроки в колонне ведут мяч вперед между отметками ( флажками, конусами, стойками, стоящими партнерами ) а назад около отметок. Варианты: А - каждую отметку обводить один раз слева, один раз справа. В процессе ведения мяча игрок меняет ноги. Когда действует внутренней ногой - касается мяча внешней частью стопы, а когда внешней - внутренней частью стопы.
Б - игрок обводит отметки по круговой оси, один раз вправо, другой влево; В - игрок пробрасывает себе мяч вперед мимо отметки, обегая ее с другой стороны. Эстафета. Х-1=11-14-15мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: От более подготовленных (12-13 лет) игроков необходимо требовать ведение мяча без зрительного контроля (оперирования). Скорость ведения мяча после обманных движений и скорость рывков можно постепенно увеличивать.
Допускается увеличение время объема занятия в каждой возрастной группе до 15 мин.
МОДЕЛ Ь № 3
Упр 1. Игроки с мячом - в линии (колонне,группе). По команде тренера начинают вести мяч вперед: выпад ногой в одну сторону - рывок в с мячом в другую. Ведение мяча - два обманных движения туловищем. По команде тренера - выпад ногой в одну сторону (а),
в другую (б) - рывок с мячом в противоположную сторону - дриблинг (в).
Вариант: стоя друг против друга, с мячами: ведение навстречу игрокам без мяча - обманное движение - обводка игроков без мяча. Периодически меняться местами. Х-1= 12-15 мин
Упр 2. Выполняется также, как упр1. По команде тренера - ведение мяча вперед, выпад ногой в одну сторону с переводом мяча к этой же ноге (а), рывок с мячом в другую сторону и финт (б).
Вариант: то же в двух колоннах (одна против другой). Игроки с мячами ведут их навстречу игрокам без мячей. Обводка партнера.
Периодически смена заданий. Х-1= 12-15 мин
Упр 3. И.п. в шеренгу (колонну группу). В процессе ведений вперед остановить мяч по команде тренера подошвой (а), подтянуть его(б)
одновременно повернувшись на 180 градусов, сделать рывок в противоположную сторону.
Вариант: задание выполнять поочередно каждой ногой. Х-1= 5-10 мин
Упр 4. При таком же, как в упр1, расположении игроков - ведение мяча вперед. По команде тренера - отработка торможения и остановка мяча внешней частью стопы (а), а также рывков с мячом в другом направлении (б). Х-1= 5-5 мин
Упр 5. Ведение мяча вперед в шеренге. По команде тренера - отработка остановки мяча внутренней частью стопы, поворотов с мячом и рывков в другую сторону. Х-1= 5-5 мин
Упр 6. И.п. в колонну. Ведение мяча по дорожке с препятствиями (барьеры). Протолкнуть мяч под первое препятствие, перепрыгнуть через него; протолкнуть под второе и обежать его. На исходную позицию вернуться, ведя мяч по прямой около препятствий.
Вариант: обойти с мячом первое препятствие, протолкнуть мяч под вторым, перепрыгнуть через препятствие, сделать кувырок вперед и т.д. Эстафета. Х-1= 6-5 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: Обманные движения туловищем, выпады ногой должны быть быстрыми (12-13 лет), чтобы на них не успевал среагировать партнер. Отрывы и рывки в противоположную сторону выполнять стремительно, как взрывные.
Юным футболистам 10-11 лет следует обратить внимание в выполнении упражнений на ,,чувство мяча,, при перемещениях по полю.
Также мальчишкам следует предложить жонглирование мяча но нестандартным способом, переступая боком, перекидывая мяч с ноги на ногу внутри вереницы конусов. Жонглировать без сопротивления сейчас умеют все. Только для футбола такая чеканка вещь бесполезная. Необходимо ребят заставлять жонглировать мяч через конус, жонглировать идти назад и. т. д.
МОДЕЛЬ № 4
Упр 1. Игроки перемещаются по полю трусцой, переходящий затем в быстрый бег. По команде тренера делают подкат (а). Х-1= 5 мин
Упр 2. Ведение вдоль поля. По команде тренера - отбивать мяч (делать передачи вперед) в подкате (а). Х-1= 5 мин
Упр 3. И.п. в тройках. Расположение как показано в моделе. Р1 - передача Р2. Р3 - опережение Р2 - передача назад Р1. Р2 и Р3 после
каждой попытки меняются заданиями.
Вариант: то же с движением второго и третьего навстречу передаче. Стремящийся овладеть мячом благодаря опережению резко устремляется навстречу мячу. Х-1= 7 мин
Упр 4. И.п. в две параллельные колонны в 5-8м одна от другой. ВР - удары мяча о землю. Р1 и Р2 - бег трусцой вперед - резкий поворот и рывок (в момент отскока мяча) к мячу - борьба за мяч в воздухе. Выигравший - передача назад (ВР). После борьбы в воздухе - возвращение каждого в конец своей колонны. Х-1= 8 мин
Упр 5. Игроков выстраивают в колонны в 25м одна против другой за двумя маленькими воротами. Т - передача на определенный участок поля между воротами. Р1 и Р2 - борьба за мяч с попыткой забить гол в ворота соперников.
Вариант: Р3 - препятствует поразить маленькие ворота. То же принимая старты из разных положений, с ударами по большим воротам,которые защищает вратарь. Х-1= 10 мин
Упр 6. И.п. в парах как в моделе (№6) - Р1- уход из-под опеки Р2 - стремление наладить игровую связь с другим первым (действующим за чертой). ВР - вбрасывает мяч между первым и вторым, которые за этот мяч борются. Можно соревноваться на число голов.
Варианты игры: с ограниченным числом касаний мяча; ,,на преимущество,, ( побеждает - получает преимущество - тот, кому удатся провести мяч через черту). Х-1= 15 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: Способы отбора мяча, а также направление и высоту передачи определяет тренер. Защитные действия игроков в ходе выполнения упражнения столь же активны, как например в матчевой встрече. Степень активности защитников в упр 6
определяет тренер. Упр6 помогает совершенствовать технику обводки, развивают у футболиста способности действовать самостоятельно в прцессе игры.
МОДЕЛЬ № 4
Задача: Отработка и совершенствование мастерства обводки и ударов по воротам в малых коалициях (МК).
И.п. в МК. Расположение как показано в моделе. Варианты: А - Р1 и Р2 (попеременно): ведение - уход от соперника ,,подрезкой,, мяча(А) - передача Р3. Р3 - ведение - уход от Р4 резким торможением (остановкой) мяча - удар по воротам.
В - Р1- Р2 - передачи мяча в движении - пас третьему. Р3 - обводка четвертого прижатием мяча или имитацией (в) либо быстрая смена скорости ведения - удар по воротам. Х-1= 20 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: Игроки перемещаются из одной группы в другую и меняются местами. Пары могут бить по воротам после различных атакующих комбинаций. Степень активности действий Р4 определяет тренер. Особое внимание уделять точности передач мяча и быстрого перемещения по полю, правильности обводки соперника. Для отработки точности устанавливаются ,,коридоры,, из конусов.
МОДЕЛЬ № 5
Задача 1. Содействие развитию и совершенствования навыков выбора позиции.
Упр 1. Игроки разделены на две команды (4х4, 5х5) и находятся на ограниченном участке поля. Р1 - ведение - передача мяча партнеру. Игроки одной команды (Р1,Р2,Р3) движутся в ограниченном треугольнике, передавая друг другу мяч. Игроки команды соперницы неплотно опекают их. Вариант: гандбол (передачи - по земле и высокие) обе команды с мячом. Х-1= 7 мин
Упр 2. И.п. в группах на ограниченном участке поля. Передачи мяча в установленном порядке, не выходя за пределы ,,подвижного треугольника,, Вариант: то же с быстрым ведением мяча; игра с ограничением касаний. Х-1= 8 мин
Упр 3. И.п. в группах (3х2) на ограниченном участке поля. Р1, Р2, Р3 - перемещаются по контуру треугольника, передавая друг другу мяч. Четвертый и пятый малоактивно атакуют их. Периодически меняются заданиями (перехватывать передачи). Х-1= 7 мин
Упр 4. И.п. разделившись на две команды (4х4, 5х5) на ограниченном участке поля. Р1 - ведение - передача наиболее ,,удобному,,
партнеру. Остальные двигаются так, чтобы не мешать передаче. Х-1= 5 мин
Упр 5. И.п. в парах на ограниченном участке поля. Р1 - ведение - передача мяча партнеру, который освободился от опеки соперника Р2. Первого через определенное время подменять. Х-1= 10 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: В каждом упражнении тренеру необходимо обращать внимание игроков на то, чтобы они не выходили за границы треугольника, перемещались так, чтобы не мешать передачам партнеров. Движение к мячу и от мяча создает свободное пространство для передачи. Соперник действует в защите вначале малоактивно, потом активнее. В последствии навыки выбора позиции отрабатвывать и совершенствовать рекомендуем приведенными упражнениями и вышеуказаными схемами (1-6). Наиболее эффектины отработка выбора позиции в типичных игровых комбинациях в тренировочных играх два тайма по 20 мин. Данные упражнения дают наиболее больший эффект в тренировке выбора позиции и заполнения свободных зон, если каждый раз менять местополоржение треугольников на футбольном поле, моделировать определенный игровой эпизод, например на своей половине поля, в середине поля, на флангах, на половине поля соперника и. т. д.
МОДЕЛЬ № 5
Задача 2. Отработка цепочки взаимосвязанных ТТД игроков входе игры (А). Содействие развитию переферического зрения (Б).
Игроки разделены на МК и расположены как показано в моделе. ВР - выбрасывает мяч рукой ПЗ - ведение - играв пас с ЦЗ потом с ОП и длинная передача набегающему ЛН - прием мяча - ведение - передача открывающемуся ПН. ПН - взаимодействие с ЦН игра в стенку, или иным способом обводка соперника - удар по воротам.
По команде тренера - меняться заданиями. Защитника подменять после каждой атаки. Х-1= 15 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: Обращать внимание на быстроту, точность и взаимосвязь действий игроков. Периодически можно менять задания в линии атаки и защиты. Интенсивные упражнения, выполняемые в быстром темпе, развивают у футболистов специальную выносливость. Для более точной отработки передач при взаимодействии устанавливаются ,,коридоры,, из конусов. Можно использовать пассивное и активное сопротивление в виде обороняющихся игроков.
Вспомогательное упражнение(Б). На четверо маленьких ворот. Игроки одной команды защищают ворота другие атакуют.
Варианты: то же 6х6, 5х5. 7х7 игра по всему полю. Игрокам следует через некоторое время менять задания т.е. переходить из розыгрыша комбинации в вспомогательное упр и наоборот.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: В игре на четверо ворот особое внимание тренеру следует обращать на смещение центра действий в игре ,,Один на один,, - на работу туловищем, на ложный маневр.
МОДЕЛЬ № 5
Задача 3. Совершенствование технико-тактических действий в условиях двусторонней игры с специальными заданиями.
Условия задачи: Игра 9х9 плюс вратари в трех линиях. В соответствии с функциями в команде игроки разделены на три группы, каждая из которых действует на своей части поля. Атакующие стремятся забить гол, пройдя все линии персональной опеки. Покидать определенное для каждого игрока место не разрешается. Вариант: Аналогично это задание можно проводить на ограниченном участке поля с меньшим кол-вом игроков 3х3, 4х4, 5х5 с двумя мячами, с ограничением касаний. Х-1= 23 мин
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: В процессе игры тренеру следует обратить внимание игроков на совершенствование приемов персональной опеки, ведения и оперирование (контроля) мяча и обводки соперника.На определенных этапах допускается более жесткая игра с элементами силовой борьбы. Необходимо нацеливать игроков на более активный поиск выгодных игровых позиций ( даже не владея мячом). Использование в активных (атакующих) игровых эпизодах треугольников приносит команде дополнительные очки. В игре с двумя мячами вратари организуют атаку одновременно с двух сторон.
1 комментарий:
Очень понравилась статья о школе Барселоны. Хотелось бы пообщаться с автором. И. Сливка www.slivka.spb.ru
Отправить комментарий